Профессиональная косметика
На Западе каждая уважающая себя женщина регулярно посещает салоны красоты и, соответственно, прекрасно знает, что такое профессиональная косметика. В России, к сожалению, долгое время о такой косметике не слышали вообще. Она появилась у нас всего около десяти лет назад. Зато еще в советские годы из-за наплыва духов известных марок наши соотечественницы были хорошо знакомы с популярными мировыми брендами. Поэтому в их головах произошла некая путаница: с одной стороны, прилавки магазинов заполняются красивыми баночками с известными и уже дорогими сердцу логотипами, с другой — как грибы после дождя плодятся салоны красоты, предлагающие какую-то особенную косметику, которую нельзя купить в магазинах и о которой вообще мало что известно. Чтобы понять, что стоит за термином «профессиональная косметика», нужно сначала разобраться, как устроен косметический рынок. Если представить его в виде лестницы, то на нижних ступеньках находится косметика категории масс-маркет, которая подразделяется на несколько уровней. Косметику самого нижнего уровня — «нижний масс-маркет» — можно увидеть на полках обыкновенных магазинов рядом с гигиеническими тампонами и стиральными порошками (про подземные переходы и уличные палатки говорить не будем — там покупать косметику вообще не рекомендуется). Эта косметика, как правило, вреда не приносит, но и результативности от нее ждать не приходится. Потому что в ее состав входит минимальное количество активных веществ, которые и делают косметику действенной.
На следующей ступеньке располагается косметика «масс-маркет среднего уровня», которая часто продается в крупных сетевых супермаркетах самообслуживания. Большие специализированные парфюмерно-косметические магазины торгуют в основном косметикой «верхнего уровня масс-маркет», и здесь уже вам может помочь продавец-консультант, но, как правило, он работает с 10—12 марками и вряд ли имеет возможность детально изучить содержимое каждой баночки и тем более порекомендовать то, что подходит именно вам. «Затем идет так называемая селективная косметика, которую тоже можно отнести к масс-маркету, но высшей категории, и которая выпускается под каким-либо известным брендом. Под этим же брендом могут продаваться также одежда, драгоценности, очки, сумки, обувь, даже посуда, — говорит Леонид КОНДРАТЬЕВ, директор «Компании косметики» — фирмы, импортирующей итальянскую профессиональную косметику Cosmactive. — Эти элитные вещи класса «люкс» свидетельствуют о принадлежности их владельца к определенному общественному слою и о его финансовых возможностях. Поэтому селективную косметику знают и любят, и торговать ею — дело для продавца очень выгодное. К тому же, начиная с этой ступени — «масс-маркет высшей категории» — уже можно говорить о видимых результатах от применения косметики». Впрочем, следует сказать, что существуют образцы селективной косметики выдающегося качества, но покупать ее лучше после консультации с косметологом, работающем в фирме-импортере.
На вершине же этой условной лестницы находится косметика профессиональная. Эту косметику еще называют салонной, поскольку она используется и продается только в салонах красоты и непременно после консультаций с косметологом.
Что же касается аптечной косметики, то в данном случае мы не будем ей уделять внимания. Дело в том, что именно с ней возникает всегда самая большая путаница — она продается в аптеках и, соответственно, позиционирует себя как лечебная и самая сильная. Аптеке люди доверяют, и мало кто задумывается над тем, что сильные препараты должны выписываться даже не косметологом, а врачом-дерматологом, и не находиться в свободной продаже. Маркетологи связывают аптечную косметику исключительно с местом ее продажи, а не с какими-то ее особыми свойствами. Хотя приятные исключения бывают и здесь.
Идеальная ФОРМУЛА
Профессиональная косметика создается в научно-исследовательских лабораториях по высшим стандартам качества, безопасности и действенности. В ней должно быть значительное количество активных ингредиентов: их концентрация во много раз превосходит концентрацию, наблюдаемую в косметических средствах более низкого уровня. «По эффективности воздействия профессиональную косметику отделяет от «масс-маркета» гигантское расстояние, — рассказывает Леонид Кондратьев. — Разработка профессиональной косметической линии стоит столько же, сколько разработка лекарственного препарата. В ее создание вкладывается до нескольких десятков миллионов долларов. Причем большая часть денег тратится на разработку формулы косметического средства, а не на покупку бренда, упаковку и рекламу. Формула — это самое главное в профессиональной косметике. Поэтому фирма должна иметь свою научно-исследовательскую лабораторию и собственное производство. В идеале все это должно находиться в одном месте и принадлежать одному владельцу. Только так возможно полностью контролировать качество, которое здесь является главным приоритетом. А если фирма-производитель зарегистрирована по одному адресу, фабрика — по другому, а лаборатория вообще является наемным разработчиком формулы, то такое положение должно вызывать некоторые подозрения в уровне профессиональной косметики. Как и тот факт, если она производится не на одной фабрике, а, скажем, во Франции и еще в Турции или Польше».
Качественное РАЗЛИЧИЕ
Профессиональная косметика тоже может отличаться по качеству. Ее рынок не слишком велик, но активно развивается, и недобросовестные фирмы находят и на нем возможность извлекать максимум прибыли при минимальных затратах. Например, можно зарегистрировать фирму в развитой европейской стране, арендовать ангар со старым оборудованием в провинции, купить готовую недорогую формулу косметики, потратить некоторые деньги на броскую упаковку и рекламу — и начать продавать свою продукцию в России. Потому что здесь пока можно продать практически любую косметику, на упаковке которой написано «made in…». Бывает так, что фирма очень известна в России, но ее практически никто не знает на родине — в своей стране ее оборот не достигает сколько-нибудь значимой цифры, и у нее нет даже пяти процентов рынка.
СОВЕТУЮТ ПРОФЕССИОНАЛЫ:
Косметику для домашнего пользования лучше покупать в салоне красоты. Там вам дадут профессиональную консультацию, предложат пробник, и в случае каких-то проблем вы сможете предъявить претензии косметологу, который лично отвечает за результат. Кстати, в развитых странах салоны красоты давно работают еще и как магазины. Клиент может прийти и просто купить косметику, не делая при этом никаких процедур. Покупая косметику в салоне, вы еще и страхуетесь от подделок. Общеизвестно, что чем более популярна марка, тем больше соблазн ее подделать. Профессиональную же косметику подделывать невыгодно — она выпускается слишком малыми партиями и массовых продаж ее не существует.
Хорошая профессиональная косметика не требует использования аппаратуры: рук косметолога вполне достаточно. Поэтому если вам предлагают косметику в сочетании с аппаратным воздействием, у вас должны зародиться сомнения в ее эффективности. Если о косметике говорят, что она может повернуть вспять процесс старения, не верьте. Речь может идти только о замедлении этого процесса. И здесь играет роль не только косметика, но и генетика, питание, общее состояние здоровья, физические нагрузки. Однако именно профессиональная косметика решает проблему наилучшим образом.
У хорошего косметолога обычно есть богатый набор сертификатов об окончании профессиональных курсов и о том, что он обучался работе с различными видами косметики. До недавнего времени было выгодно привезти в Россию дешевую косметику и «раскрутить» ее так, чтобы у людей возникло ощущение, что это продукт суперэлитного класса. К счастью, ситуация меняется, люди становятся все более грамотными, да и импортеры стали больше уважать российского потребителя.
Как застраховать себя от процедур с использованием некачественной профессиональной косметики в салоне и от ее покупки? Не бойтесь задавать вопросы. Если косметика качественная, то работники салона вам с удовольствием расскажут про нее и к тому же дадут телефон импортера (обязательно эксклюзивного). А если информацию о фирме нельзя найти в англоязычном Интернете, оборот ее составляет менее полутора миллионов евро (на какие средства вести дорогостоящие разработки?), то возникают большие сомнения в качестве продукции. Хорошо помогает сделать правильный выбор чтение профессиональных журналов и интернет-сайтов, обладающих такого рода информацией о фирмах.
Фирма должна иметь свою «историю» и неоднократно подтвержденный и действующий на данный год сертификат ISO, а также продавать косметику в нескольких развитых странах. Профессиональная линия должна иметь не менее 50—60 позиций косметики по различным видам ухода за лицом и телом. Эта косметика должна быть упакована в неброские банки большого объема. И у нее обязательно должна существовать розничная линия для продажи в салонах красоты, специально для этого упакованная.
Нелегкий ВЫБОР
Так как же выбрать свою косметику? Здесь есть три пути. Можно выбирать фирму-производителя, а затем уже искать салон, который работает на этой косметике. Можно пойти по пути выбора салона: приличный салон не будет работать на некачественной косметике. При этом особое внимание следует обращать на уровень косметологов. У хорошего косметолога обычно есть богатый набор сертификатов об окончании профессиональных курсов, об обучении различным процедурам и работе с различными видами косметики. Именно такие сертификаты надо искать глазами, едва вы попадаете в салон красоты. Но самый верный способ решить проблему — сразу искать «своего» косметолога. Информацию о хороших мастерах женщины передают из уст в уста, потому что действительно грамотный косметолог знает рынок и может подобрать профессиональную линию, подходящую именно вам. Профессиональную косметику от любой другой отличает еще и технология ее использования. Некоторые препараты смешиваются прямо перед приготовлением, то есть у косметолога есть возможность сделать нужную концентрацию в зависимости от возраста и проблемы клиента. Он может уменьшить или увеличить дозу препарата, время экспозиции его на коже и т.д. Использование профессиональной косметики предполагает обязательный визуальный контроль специалиста за тем, что происходит с вашей кожей во время процедуры. Хороший косметолог обязательно позвонит вам на следующий день, чтобы поинтересоваться, все ли в порядке и довольны ли вы результатом.